Когда время доходит до выбора вагонки, возникает много вопросов: на какую породу, профиль и сорт обратить внимание? Чтобы вы не запутались, разложим всё по полочкам в этой статье!
Если вы задумались, какую вагонку выбрать, то разберитесь с характеристиками и классификацией, а также определитесь с целями и задачами предстоящих строительных работ.
Вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины. Рассмотрим характеристики вагонки из тех пород, котораые встречаются чаще всего.
Такая вагонка является прочным, устойчивым к гниению, долговечным отделочным материалом. Она легкая по весу, имеет низкую естественную влажность, поэтому доски просыхают быстро. Обратите внимание, что сосновую вагонку нужно обязательно покрывать лаком, так как она темнеет со временем.
Недешевая, зато крайне плотная и стойкая порода, вагонка из которой уверенно прослужит вам долгие годы даже в условиях значительных температурных колебаний.
Дорогостоящая элитная древесина, вагонка из которой создаст атмосферу уюта, комфорта и чистоты. Преимущество кедра — эфирные масла, благодаря которым дерево прекрасно переносит влагу, не боится вредителей и даже очищает воздух в помещении от вредных микроорганизмов.
Прочная и доступная по стоимости древесина, устойчивая к растрескиванию. Плохо нагревается, хорошо переносит перепады температуры и влажность, а также обладает природными антибактериальными свойствами.
Под видом вагонки обычно подразумевают ее профиль, форму сечения доски. От этих характеристик зависит надежность стыковки и вид поверхности в сборке, а также некоторые дополнительные параметры.
Базовый профиль вагонки с трапециевидным сечением и ровными углами. Может иметь продольные канавки на тыльной стороне для дополнительной компенсации коробления.
Имеет соединение "шип-паз", при этом шип значительно больше паза, поэтому после сборки будут видны швы.
Отличается от стандартной вагонки увеличенной длиной выступа, лицевым углублением, переходящим в шип, а также широкими бороздами на тыльной стороне для отвода скапливающейся влаги. Покрытие из такой вагонки легко заметить по открытым стыкам и острым формам.
Соединение надежное, доска не деформируется в процессе эксплуатации. При выборе обратите внимание на другие особенности и сортность евровагонки.
Самая близкая к классическому варианту вагонка с небольшими модификациями профиля. Отличается коротким шипом, компенсационными канавками или вентиляционными бороздами на тыльной стороне и скругленными краями на лицевой.
Покрытие из подобной вагонки будет выглядеть почти монолитным и очень аккуратным.
Вагонка с закругленными краями и удлиненной «полкой», поэтому соединение будет заметным.
Есть компенсационные борозды, которые не дают конденсату скапливаться на поверхности и снижают напряжение при перепадах температуры.
Вагонка с наклонным профилем для внешней обшивки фасадов. Лицевая и тыльная сторона расположены под углом, поэтому подойдет только для горизонтального расположения.
Из-за того, что у такой вагонки нет фаски у шипа, а по форме она плоская, в сборке создается ощущение монтажа обычных досок внахлест.
Вагонка с полукруглой лицевой стороной и плоским основанием. Отличается большей, по сравнению с другими видами, толщиной и наличием вентиляционных борозд на тыльной стороне.
В сборке имитирует стену из оцилиндрованного бревна.
Вагонка со сложным фрезерованным профилем. Отличается высокой ценой, широкой вариативностью узора на лицевой стороне. Но эффект резьбы может быть достигнут и методом горячего тиснения, такой вариант вагонки стоит дешевле.
В сборке получается уникальная рельефная композиция, которая станет настоящим украшением интерьера.
При покупке вагонки обращайте внимание на сорт, от него напрямую зависит внешний вид будущей обшивки и долговечность конструкции. В нашем блоге есть подробная общая классификация древесины по сортам и характеристикам, на которую вы также можете ориентироваться.
Дорогостоящая вагонка без дефектов (сучков, трещин). Нередко для производства подобной вагонки древесину продольно сращивают промышленным способом. Внешне это будет практически незаметно, так как используется схема микрошипа и высокоточное оборудование.
Вагонка сорта Экстра, осина, дефекты отсутствуют
Недешевая высококлассная вагонка с минимальным количеством дефектов: без вываливающихся сучков, гнили, синевы, плесени и червоточин. Допускаются неглубокие трещины и невыпадающие сучки (не более двух на один метр доски).
Вагонка сорта А, осина, количество дефектов минимально
Вагонка среднего класса с наличием визуальных дефектов. Допускаются: отсутствие прострожки на торцевой части; сколы, вмятины, выбоины, червоточины и небольшие трещины (не более 3 см на 60 см погонного метра); синева и гниль (не более 10%); смоляные кармашки, сучки и сердцевина.
Вагонка сорта B, хвоя
Дешевая вагонка низкого качества с большим количеством дефектов (трещины, выпадающие сучки, синие пятна, кривизна доски), которые могут мешать монтажу и требовать дополнительных усилий для подгона.
Вагонка сорта С, лиственница. Есть выпадающие сучки в большом количестве
Кстати! Некоторые производители могут указывать смешанный класс, например, AB. Это значит, что лицевая сторона будет соответствовать сорту A, а тыльная сорту B. Впрочем, для вагонки это не будет играть особой роли при монтаже, а стоят подобные сорта немного дешевле чистых аналогов.
Вагонка различается по толщине и ширине. В отечественных нормах, которые регулируются ГОСТом, нет регламента размерности вагонки, поэтому производители выбирают параметры самостоятельно. А вагонка, изготовленная по европейским стандартам, регламентируется из-за строго подхода к контролю качества технологии изготовления. По этим причинам на рынке можно встретить следующий разброс параметров:
Выбирайте вагонку в зависимости от: