Строительство гаража, как и сооружение любой конструкции, требует тщательного планирования с подбором стройматериалов. Именно такой подход отразится на качестве строения, сроке его службы и стоимости.
На рынке представлено множество материалов – от традиционных кирпича и бетона до легких металлических конструкций и доступных пиломатериалов. Ниже расскажем о преимуществах и недостатках каждого варианта, но подробнее остановимся на пиломатериалах, потому что наша компания занимается их производством и продажей. А в нашем отдельном материале вы можете узнать, сколько пиломатериалов нужно для монтажа каркасного гаража.
Выбор основного материала для гаража влияет на бюджет, сроки строительства и эксплуатационные характеристики постройки. Рассмотрим наиболее популярные варианты, оценив их преимущества и недостатки.
Это классический выбор для капитального строительства.
Преимущества:
Недостатки:
Такая постройка идеально подходит, если гараж планируется как часть жилого комплекса или если требуется максимально прочное строение, способное выдерживать большие нагрузки.
Пример гаража из каменных материалов. Фото Douglas Rafael Fonseca, Pexels
Эти материалы сочетают прочность камня и хорошие изоляционные свойства.
Преимущества:
Недостатки:
Эти стройматериалы оптимальны для строительства теплого гаража в районах с умеренным климатом, где требуется сочетание скорости, экономии и теплоэффективности.
Пример гаража из блочных материалов. Фото Max Vakhtbovycn, Pexels
Это один из самых быстрых в монтаже и зачастую самых бюджетных вариантов, если правильно подобрать металлопрофили по сечению с учетом их прочности.
Преимущества:
Недостатки:
Некоторые минусы можно свети к нулю, если в качестве обшивки использовать сэндвич-панели.
Деревянные гаражи чаще выполняются по каркасной технологии.
Преимущества:
Недостатки:
Это лучший выбор для быстровозводимого экономичного гаража, особенно в качестве отдельно стоящего строения. Подходит для тех, кто предпочитает самостоятельное строительство. Нет никаких ограничений и для строительства гаража из бруса, например, в виде сруба. Но этот вариант дороже, сложнее и по времени длительный.
Пример гаража из пиломатериалов. Фото Julian Dahl, Pexels
Если вы в качестве основного материала для строительства гаража выбрали пиломатериалы, то для обеспечения долговечности и безопасности конструкции вам важно знать два ключевых аспекта её защиты:
Деревянный гараж, построенный по каркасной технологии, требует внимания к прочности, влагостойкости и стоимости используемых материалов. Этот тип строительства основан на использовании стандартизированных пиломатериалов, которые обеспечивают необходимую несущую способность при минимальном весе.
Ниже рассмотрим, какие именно пиломатериалы необходимы для различных элементов гаража, определим оптимальное сечение для несущего каркаса и стропильной системы, а также разберем, какие материалы лучше применять для обшивки, пола и создания функциональных систем хранения.
Гаражная крыша может быть разной формы, но чаще односкатная или плоская. Последняя – это не чисто горизонтальная плоскость. В ней есть уклон, но он составляет не более 8%. Например, если гараж имеет длину 6 м, при уклоне 2% перепад высоты от высокой стороны до низкой составит: 6 х 0,02 = 0,12 м или 12 см.
Создание уклона крыши можно провести разными способами:
Это здание гаража в продольном разрезе. На нем две стены: высокая – фасад, низкая – задняя стена. На них уложены стропила (под наклоном, потому что одна стена выше другой), обрешетка и кровельный материал
Это плоская крыша, которую покрывают утеплителем. Справа утеплитель укладывается толстым слоем
(можно в 2 слоя). Постепенно толщина уменьшается – так получается уклон
Последний вариант предпочтительнее, потому что он проще в исполнении.
В качестве балок перекрытия можно использовать брус сечением 100х100 мм или доски 50х150 мм, уложенные на ребро.
Для монтажа утеплителя на балки перекрытия укладываются плиты ОСП-3, создающие плоскую опорную поверхность, или формируется сплошная обрешетка из шпунтованных досок толщиной 25–30 мм.
Обрешетка же выбирается по типу используемого кровельного материала:
Профнастил реже укладывается на плоские крыши, потому что материал при укладке формирует продольные стыки. Чтобы через них под крышу не проникала вода от дождя или таящего снега, материал укладывают внахлест. При этом перехлест делают в две или три волны. А также запрещено проводить укладку с поперечными стыками. То есть профнастил должен быть уложен одним листом на всю длину крышной конструкции.
В этом плане рулонные кровельные материалы, хоть и дороже, но созданы специально для покрытия плоских крыш.
Отдельно стоит жидкая резина (мастика), которая гарантирует полную герметичность и долговечность кровельного покрытия.
Пол в гараже – это самый нагруженный элемент конструкции. Он должен выдерживать вес автомобиля, быть устойчивым к истиранию, воздействию химикатов (бензин, масло, антифриз), а также быть пожаробезопасным и легким в уборке. Поэтому чаще его формируют в виде бетонной стяжки толщиной не менее 10 см с укладкой внутрь арматурной сетки.
Но есть и другой вариант – дощатый пол. Его формируют стандартно – по лагам.
Пример дощатого пола, выполненного из бруса и обрезной доски
Лаги должны быть выполнены из бруса сечением минимум 150×150 мм, а расстояние между ними — не более 40 см. Оптимально, если лаги опираются не только краями на фундамент, но и на промежуточные опоры из бетонных блоков.
Напольное покрытие должно быть толстым, чтобы выдерживать локальную нагрузку от колес. Для этого нужно использовать обрезную доску толщиной 50 мм. Желательно использовать лиственницу (она более устойчива к влаге и гниению) или хорошо пропитанную сосну/ель. Подробнее про обрезную доску.
Можно использовать комбинацию:
Здесь достаточно большой список материалов, которые подходят для отделки каркасной конструкции. Но если говорить о материалах, произведенных из дерева, то это:
Выбор отделки зависит во многом от выделенного на строительство бюджета.
Отделка гаража OSB-3 и профнастилом
Отделка гаража блок-хаусом
Внутренняя обшивка стен гаража защищает утеплитель, обеспечивает прочную основу для монтажа полок и инструментов, а также повышает пожарную безопасность помещения. При этом использовать пиломатериалы в качестве основной обшивки не рекомендуется из-за их низкой огнестойкости. Даже нанесение антипиренов не делает древесину полностью безопасной, поэтому нормы пожарной безопасности советуют отдавать предпочтение негорючим материалам.
Оптимальный вариант внутренней обшивки — негорючие материалы. Например, профнастил или ГВЛ.
Но могут быть использованы и пиломатериалы. Однако всё вышесказанное — лишь рекомендация. В целом, в гараже для внутренней обшивки стен можно использовать вагонку, имитацию бруса, блок-хаус, обрезные доски, а также плитные материалы, такие как ОСП и фанеру, с последующей защитной обработкой. Главное, чтобы материал выдерживал случайные удары и позволял надежно крепить полки, стеллажи и инструменты.
Внутренняя обшивка гаража вагонкой
У нас в блоге уже есть статья о том, как обшить дом имитацией бруса, вагонкой или блок-хаусом внутри и снаружи. Вам будет полезно её почитать — некоторые принципы подойдут и для обшивки гаража.
Выбор материала для ворот гаража — это компромисс между безопасностью, теплоизоляцией, удобством использования и стоимостью. Для деревянного каркасного гаража ворота могут быть полностью интегрированы в деревянный дизайн или выполнены из более прочных материалов.
Например, распашные ворота, как классический вариант, могут быть выполнены полностью из пиломатериалов или иметь металлический каркас с деревянной обшивкой.
Материалы для полностью деревянных ворот. В этом случае используются брус сечением 70х70 мм – для каркаса, и доска толщиной 25-30 мм – для обшивки.
Ворота, выполненные из бруса и доски
Материалы для ворот с металлическим каркасом и деревянной обшивкой. Здесь используется профилированная труба сечением 50х50 мм – для каркаса, и доска толщиной 25-30 мм или фанера – для обшивки. Но у таких ворот низкая устойчивость к взлому по сравнению с цельнометаллическими воротами. Требуют регулярной обработки антисептиками и покраски. Подвержены деформации (короблению) при перепадах влажности.
Ворота с металлическим каркасом и деревянной обшивкой из доски
Альтернативные варианты. Более технологичное решение — подъемно-секционные ворота из сэндвич-панелей с металлическими облицовками и утеплителем из пенополиуретана. Ещё один надежный вариант — полностью металлические распашные ворота. Они имеют высокую степень взломостойкости и так же выполняются по каркасной технологии с обшивкой профнастилом или стальными листами.
Полки и стеллажи в гараже должны быть максимально прочными, поскольку им предстоит выдерживать вес инструментов, запчастей, жидкостей и даже строительных материалов. Вариантов их изготовления несколько.
Первый вариант — комбинированный. Каркас изготавливается из металлопрофиля (обычно используют уголок или профилированную трубу), а в качестве настила применяются доски, фанера, ОСП или листовой металл.
Второй вариант — полностью деревянный. Для каркаса используют рейки сечением 50×50 мм. В качестве настила можно применять те же доски толщиной 25–30 мм, фанеру, ОСП или строганую обрезную доску — в зависимости от предполагаемой нагрузки.
Все деревянные элементы полок и стеллажей необходимо обработать антисептическими составами, а сверху покрыть водостойкой эмалью или акриловой краской. Это сделает поверхность легко моющейся от пыли и масляных пятен и дополнительно защитит материал от влаги. Подробнее о способах и нюансах обработки древесины антисептиком.
Строительство гаража требует комплексного подхода, где бюджет определяется грамотным выбором материалов на каждом этапе. Каркасный гараж, возведенный с использованием пиломатериалов, экономически эффективное, быстровозводимое и достаточно теплое строение при условии соблюдения технологий.При кажущейся непрочности постройки такой гараж прослужит не один десяток лет, если уделять внимание выбору материалов, которые должны отвечать специфическим условиям гаражной среды.